- Нужно ли давать ребенку карманные деньги
- Сколько денег давать на карманные расходы и с какого возраста
- Как научить ребенка использовать карманные деньги
- Можно ли наказывать или поощрять ребенка деньгами
- Самое главное о карманных деньгах
Да, нужно. На это есть как минимум четыре причины.
→ Карманные деньги — аналог зарплаты у взрослого. Это инструмент, который учит ребенка обращаться с регулярно поступающими деньгами по своему усмотрению: планировать расходы, тратить и экономить. Так закладываются основы финансовой грамотности.
→ Карманные деньги помогут ребенку научиться делать выбор. Это про ценности и приоритеты: ребенок сам решает, что сейчас важнее — например, сразу купить сладости или накопить на игровую приставку. Со временем он сможет планировать расходы и принимать взвешенные решения.
→ Ребенок будет учиться на ошибках. В детстве нет ничего страшного в спонтанных тратах, а цена ошибочной покупки невысока. Когда ребенок станет взрослым, ему будет легче отказаться от необдуманных трат, и не влезать в долги и кредиты из-за пустяков.
Иногда ребенку, а особенно подростку, просто важно покупать что-то самому. Например, выбирать подарки друзьям или сделать сюрприз родителям, не советуясь с ними. Не волнуйтесь: самостоятельность в этом вопросе — это, скорее, хорошо.
Строгих рекомендаций, когда пора давать карманные деньги, нет. Стоит задуматься об этом, когда ребенок проявит интерес: например, попросит на выпечку в школьной столовой или начнет задавать вопросы о деньгах. Обычно это происходит примерно в 6–7 лет.
Назвать конкретную сумму тоже нельзя: здесь все индивидуально, и в каждой семье может быть по-своему. Если нужен ориентир, мы советуем придерживаться этих правил:
- Сумма карманных денег должна быть комфортной для родителя и ребенка. Детям дошкольного возраста хватит небольшой суммы, например, 1 000 ₸ в неделю. У школьников потребностей больше, поэтому можно выделить больше карманных денег.
- Стоит разделить обязательные и карманные расходы. К обязательным относят траты на проезд, школьные обеды, оплата за кружки. Их размер можно точно рассчитать и предложить ребенку самому вносить все платежи. Но это не поможет развить навык управления деньгами. Поэтому у ребенка должны быть деньги, которыми он сможет распоряжаться по своему усмотрению и тратить их на то, что захочется, без родительского контроля.
- Деньги нужно давать регулярно — например, раз в неделю, в две или месяц. Если ребенок научится обращаться с деньгами, которые поступают регулярно, ему будет проще распоряжаться зарплатой в будущем.
Если ребенок только учится обращаться с деньгами, лучше давать ему наличные: так он будет наглядно видеть весь процесс — отсчитывать нужную сумму, считать сдачу. Когда он освоится, можно оформить карту.
Лучше обсудить с ребенком, сколько денег ему нужно, на что хочет их потратить, и принять решение о сумме вместе. Если не получается дать ребенку столько, сколько он просит — ничего страшного: главное, все честно обсудить.
Показывайте все на собственном примере: детям всегда интересно, как и что делают взрослые. Самое простое — привлекайте ребенка к покупкам. Например, если ребенок 5–7 лет идет с вами в магазин, пригласите его к обсуждению. У нас есть 5 тыс. ₸, нам нужно приготовить ужин, что будем готовить? А что нам для этого нужно? А сколько у нас останется?
Потом можно переходить к чему-то более сложному. Например, рассказать, как вы строите семейный бюджет и распределяете деньги: сколько платите за квартиру, сколько тратите на продукты, автомобиль и все остальное. Ребенку будет интересно принять участие в таком важном деле.
Предложите ребенку откладывать деньги на «хотелки» — интересные игрушки или развлечения. Объясните, что чем больше он будет откладывать, тем быстрее накопит. Но хорошо, если получится откладывать хотя бы часть — пусть у ребенка останется возможность купить какие-то мелочи. Скорее всего, сразу ничего не получится: откладывать тяжело, поэтому ребенок будет сразу все тратить. Ругать ребенка не стоит. Объясните ему, что вы тоже иногда срываетесь — это нормально. Или предложите выбрать другую цель, если накопить трудно. Постепенно ребенок откажется от спонтанных трат в пользу обдуманных покупок.
Коллеги из нашей редакции поделились, как учат детей пользоваться карманными деньгами.
Ирина К., дочь 8 лет:
«Часть денег, которые мы даем, идет в накопления. Тратить их нельзя, мы за этим следим. Чтобы мотивировать ребенка откладывать, мы каждый месяц начисляем на копилку 10%.
Другая часть идет на карманные расходы. У дочки есть банковская карточка, она платит ей. Пока она, к сожалению, транжирит бездумно, часто покупает то, то у нее и так уже есть». Ксения У., дочь 7 лет:
«Каждый месяц 5 тыс. ₸ перевожу дочке на карту на карманные расходы, 10 тыс. ₸ — в копилку.
Копилка неприкосновенна, тратить деньги оттуда нельзя. У нас копилка лежит на депозите с пополнением. Периодически показываю, сколько было и сколько начислил банк, ей это очень нравится.
Карманные деньги сначала тратила на всякую ерунду. Но постепенно поняла, что они быстро заканчиваются, а до следующего перевода еще долго, и начала рассчитывать. Сейчас вообще редко тратит и копит даже те деньги, которые лежат на карте».
|
Не расстраивайтесь, если ребенок совершает ошибки. Учиться управлять деньгами сложно, не все взрослые это умеют. Если ребенок потратил все деньги и просит еще, не ругайте его. Эмоции только навредят: спокойно обсудите, почему так случилось. Если поймете, что ему нужна помощь в этой точке, предложите ее — например, попробуйте заранее вместе спланировать расходы.
Карманные деньги — только часть полноценного обучения финансовой грамотности. Что еще нужно знать ребенку — читайте в другой нашей статье.
Наказывать карманными деньгами нельзя. Это кажется логичным, но на самом деле это нарушение договоренностей, которое сильно расстроит и обидит ребенка.
Объясняет эксперт по личным финансам Василий Мещеряков:
Главное здесь — договоренности. Если договорились, что карманные деньги будут выплачиваться регулярно, так и должно быть. Но можно обсудить, что есть некая «премиальная часть» за выполнение дополнительных договоренностей. Важно, чтобы договоренность случилась до фактической выплаты денег, и с ней заранее были согласны и родители, и ребенок. Причем ребенок должен быть «активно» согласен, а не «молчаливо».
Если родители просто по своему усмотрению лишают ребенка карманных денег — это финансовое насилие. Отношение ребенка к финансам получает негативную эмоциональную окраску, развивается тревожность. В будущем это наверняка приведет к негативным последствиям». |
Стоит ли поощрять ребенка деньгами — вопрос спорный. Но многие психологи склоняются к тому, что делать этого не стоит. Скорее всего, ребенок будет старательнее выполнять задания и заниматься домашними делами. Но только ради денег, а не потому, что решать примеры интересно или нужно помочь маме сделать дом уютнее. Если родители перестанут платить, скорее всего, эта мотивация совсем пропадет.
В 2007–2008 гг. ученый из Гарварда Роланд Фрайер предложил платить детям за учебу: младшеклассникам — за чтение, ученикам средней школы — за контрольные, а старшеклассникам — за оценки по основным предметам. Чем успешнее ребенок выполнял задание, тем больше денег зарабатывал. Посыл был таким: дети ходят в школу, как на работу, поэтому должны получать зарплату — так, они лучше усвоят материал.
Результаты эксперимента получились спорными. В некоторых школах результаты итоговых тестов и контрольных, были такими же, как у детей, которым за учебу ничего не платили. В других — успеваемость повысилась незначительно.
Какой вывод можно сделать? Детей, которым неинтересно учиться или помогать по дому, деньги не замотивируют. А в остальных случаях такое поощрение может даже принести вред.
- Детям точно стоит давать карманные деньги. Когда ребенок может сам управлять финансами, он учится финансовой грамотности, формирует навык правильно принимать решения. Все это поможет ему рационально распоряжаться зарплатой, когда он станет взрослым.
- Считается, что оптимальный возраст, чтобы получать карманные деньги, — 6–7 лет. Но это можно делать в любое время: например, когда ребенок попросит или начнет задавать вопросы о деньгах. Сумма тоже может быть любой: здесь нужно опираться на комфорт для родителей и потребности ребенка.
- Учить пользоваться карманными деньгами лучше на собственном примере: брать с собой за покупками, показывать и обсуждать семейный бюджет. Если вы чего-то не знаете, можно учиться вместе с ребенком: читать литературу, слушать подкасты или смотреть обучающие видео.
- Лучше не поощрять и не наказывать ребенка деньгами. Это негативно скажется на его отношении с финансами.