Кредиты
new
Депозиты и инвестиции
Карты
Страхование и сервисы
Для бизнеса
Финансовая грамотность
10 минут

Финансовая грамотность для детей: что это такое, зачем нужна, когда начать обучение и с чего начать

Финансовая грамотность для детей: что это такое, зачем нужна, когда начать обучение и с чего начать

Что такое финансовая грамотность и зачем она детям

Финансовая грамотность — это умение распоряжаться деньгами и финансовыми инструментами так, чтобы хватало на все нужды. Например, поездки на автобусе, школьные обеды, сладости и долгосрочные цели — игрушки, модные кеды, новый смартфон или что-то еще. 

 

Финансовая грамотность — необходимый навык. Мы попросили коллег в редакции на своем опыте рассказать, зачем обучать детей правильно обращаться с деньгами. 

 

Анастасия М., сын, 8 лет:

 

«Я переехала от родителей в 17 лет и всегда жила сегодняшним днем. Когда деньги заканчивались, я искренне удивлялась. Поскольку управлять деньгами я не умела, то было очень сложно понять, что надо разделить доход между обязательными платежами и всем остальным. Что можно анализировать, на что деньги потрачены, и от чего-то отказаться в следующем месяце, чтобы накопить на что-то нужное. У меня никогда не было никаких сбережений, и когда случался форс мажор, я всегда впадала в панику. А можно было спокойно все спланировать и даже отложить подушку безопасности: даже если бы резерв получился небольшим, это все равно лучше, чем ничего. Теперь стараюсь привить финансовую грамотность сыну». 

 

Ксения Н., дочь, 7 лет:

«Мой ребенок совсем не понимает, что сколько стоит, хотя она уже закончила первый класс. Все, что я ей даю, она тратит на жвачки и недорогие игрушки. А потом просит деньги на самокат или дополнение к онлайн-игре и расстраивается, если я отказываю. Думаю, что если не привить рациональное отношение к деньгам, ей будет трудно в будущем».  

 

 

Финграмотность — это навык, который нужно развивать и постоянно прокачивать. Обучать ей нужно с возраста, когда вы начинаете учить детей делать элементарные вещи: мыть посуду, убирать за собой, самостоятельно одеваться. Умение обращаться с деньгами — это такой же полезный скилл, как и все остальное. Затягивать с обучением не стоит: лучше начинать уже с 3–4 лет или немного позже — 7–8 лет. 

Как правильно обучать финансовой грамотности

Главное правило — учить ребенка на собственном примере и постепенно погружать его в финансовую рутину.

 

Взрослые в течение дня постоянно взаимодействуют с деньгами: оплачивают покупки и коммуналку, пополняют банковские счета, откладывают, планируют бюджет и много всего. Эти действия настолько привычны, что мы их практически не замечаем. Поэтому многие считают, что ребенку вся эта рутина неинтересна. Но на самом деле это не так: дети постоянно следят за всем, что делают взрослые — это заложено в них природой. 

 

Например, попробуйте вместе сходить в магазин. Взрослым только кажется, что это элементарно и скучно: на самом деле совместные покупки — это множество тем для обсуждения с ребенком. На их примере можно рассказать:

 

  1. Что сколько стоит. Многие дети, особенно дошкольники, не могут осознать ценности денег. Поэтому сначала лучше объяснять цены на понятных ребенку категориях: например, хлеб стоит как половина киндера, а мясо — как четыре. Постепенно, когда ребенок начнет лучше считать, можно переходить на деньги. Заодно совместные покупки помогут попрактиковаться в счете.

     
  2. Как выбирать. Обсудите, что вы покупаете и почему, как выбираете. Дайте ребенку самому что-то выбрать: сладости или что-то из одежды. Детские желания часто кажутся бессмысленными, но умение делать выбор — это тоже навык. И лучше, чтобы он сформировался в детском возрасте. 

    Со временем ребенок поймет, что тратить деньги на что-то ненужное или некачественное не стоит: скорее всего, его ошибки не пробьют брешь в семейном бюджете. А вот неправильные финансовые решения взрослого обойдутся намного дороже.

     
  3. Как оплачивать покупки. Во время похода в магазин ребенок научится считать деньги, чтобы на все хватило, проверять чек, пересчитывать сдачу. На самых простых примерах ребенок поймет суть денег и научится с ними обращаться.

 

Многим кажется, что нужно ориентироваться на возраст ребенка. Например, считается, что первоклассник уже должен самостоятельно ходить в магазин, а семиклассник — знать про инвестирование и страхование. 

 

На практике все дети разные, и насильно обучать финграмоте не стоит. Лучше опираться на интерес. Если ребенок спрашивает, как пользоваться деньгами, предложите вместе купить игрушку или посчитать мелочь. А когда задумается, как накопить на что-то дорогое, расскажите про вклады под проценты и простое инвестирование. Такое обучение будет эффективнее, чем обычные лекции или уроки. 

Чему важно научить ребенка

Бытовая финансовая грамотность. Это начальный уровень, то, что нужно объяснить ребенку прежде всего: рассказать, что такое деньги и как они работают, научить делать базовые вещи. 

 

Показ изображения imageArticle

 

Мы уже говорили о походе в магазин, вот еще несколько важных тем, которые нужно проговорить: 

 

  • Откуда берутся деньги. Ребенок должен понимать, что доход семьи связан с трудом родителей. Лучше показать это наглядно: возьмите его с собой в офис, покажите кабинет и компьютер, объясните, что делаете целый день. Если на работу нельзя, покажите видео с рабочего места. Расскажите, сколько вы зарабатываете в час, день или в месяц. Это поможет осознать, что деньги зарабатывать тяжело, а их количество ограничено. 

 

  • Как оплачивать все остальное, кроме покупок в магазинах: платить за обеды в школьной столовой, бензин на заправке, коммунальные услуги, кружки и другое. Тем, кто постарше, можно рассказать про налоги, социальные отчисления и другие обязательные платежи. Так ребенок поймет суть расходов.

     
  • Что такое банк и как он работает. Малышам достаточно объяснить простые вещи: про безналичные деньги, как пользоваться картой и банкоматом, снимать деньги и пополнять ее, платить в магазине. Детям постарше можно рассказать о депозитах и банковских услугах. 

 

Базовая финансовая грамотность. Когда у ребенка сложилось понимание, что такое деньги, доходы и расходы, пора научиться управлять ими.
 

  • Взрослые строят свои бюджеты, опираясь на размер заработной платы. Для детей регулярный доход — это карманные деньги, которыми они смогут распоряжаться по своему усмотрению. Давать их нужно регулярно, а дети должны научиться с ними обращаться: тратить, экономить, откладывать. 

 

Объясняет эксперт по личным финансам Василий Мещеряков:

«Нужно разделять карманные деньги и суммы на обязательные расходы: обеды, проезд, оплаты за кружки.

 

Деньги на обязательные расходы не развивают финансовую грамотность, ведь ребенок не решает, как распорядиться этой суммой. Стоит выделять деньги, которые он сможет потратить по своему усмотрению. 

 

Их сумма может быть любой — такой, какой комфортно родителю и ребенку. Состояние комфорта очень динамическое и сильно зависит от того, как люди сами относятся к деньгам. Скорее всего, детям дошкольного возраста будет достаточно небольшой суммы, например, 1 000 тенге в неделю. У школьников потребностей больше, поэтому и сумму стоит увеличить». 

 

  • Теперь можно переходить к ведению бюджета. Заведите тетрадь, куда ребенок сможет записывать свои доходы и расходы. Идеально, если родители сами ведут бюджет и могут показать пример. 

 

  • Поговорите с ребенком о том, что необязательно тратить все деньги сразу — часть стоит отложить на игрушку, велосипед или развлечения. На практике научить ребенка копить — это самая сложная задача, где не стоит ждать быстрых результатов. 

 

Рассказывает эксперт по личным финансам Василий Мещеряков:

«Когда вы начнете давать карманные деньги, первые 6–12 месяцев ребенок будет спускать их на всякую ерунду. Сразу начать откладывать он не сможет, а захочет тратить все мгновенно. Настаивать не нужно: дайте ему пережить эти детские эмоции. Обычно взрослые, которым в детстве не хватало спонтанных трат, чаще совершают необдуманные покупки и испытывают сложности с ведением бюджета.

 

Поэтому пусть ребенок проживет этот период, пока он располагает небольшими суммами. Через полгода–год желания скупать все подряд перестанут проявляться в таком масштабе. И возникнут другие — например, купить вещи, которые не по карману. Тут и стоит рассказать, как вы справляетесь в такой ситуации: как копите, сколько откладываете с зарплаты.

 

Чтобы мотивировать ребенка копить, предложите открыть депозит — в настоящем банке или в формате домашней копилки. Первое время копить будет тяжело, а ребенок будет срываться. Не нужно его ругать — лучше поддержать и предложить начать заново или отказаться от этой идеи — раз срывается, значит, не очень хочет эту вещь. Со временем это сработает: если вы начнете выдавать карманные деньги в 6–7 лет то уже к 8–9 годам ребенок перестанет скупать ненужную мелочевку, в 10–11 будет пытаться копить, в 12 поймет, как все работает, и будет хорошо копить, без лекций, на живом примере общения с деньгами».

 

Финансовая грамотность в долгосрочных вопросах. Для детей постарше, которые уже научились управлять финансами и хотят знать больше или увеличить доход. 

Продвинутые дети могут планировать расходы: анализировать траты и составлять бюджет на месяц или два вперед. Это поможет отказаться от ненужных расходов или накопить на большую цель — дорогой гаджет или поездку. 

 

Расскажите про инвестиции. Некоторые инструменты уже вполне доступны детям: например, депозитные сертификаты или государственные облигации.

 

Важно: объясняйте ребенку только то, что делаете сами — личный пример сработает лучше всего. Если вы считаете, что недостаточно компетентны в некоторых вопросах, можно учиться вместе с ребенком: пройти курсы, прочитать книги, посмотреть развивающие ролики на видеохостинге. 

Книги и настольные игры, которые помогут развить финансовую грамотность

Список книг по финансовой грамотности для детей и подростков от нашего эксперта по личным финансам Василия Мещерякова:

 

  • Бодо Шефер «Пес по имени Мани». 
  • Игорь Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика».
  • Даг Локхарт «Бережливый дельфин Дейзи», «Планируй как панда Пула», «Трать с умом как зайчик Фунди».
  • Лиана Шнайдер «Конни и карманные деньги».
  • Татьяна Попова — «Волшебный банкомат»
  • Джеймс Маккена — «Твой первый миллион»
  • Гейл Карлиц и Дебби Хониг — «Начинающий инвестор»
  • Наталья Попова — «Финансы для тинейджеров»
  • Джордж Клейсон — «Самый богатый человек в Вавилоне»
  • Сергей Бондаренко и Ирина Золотаревич — «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»
     

Настольные игры для прокачки финграмотности:
 

  • «Мачи коро». Экономическая стратегия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задача игроков — благоустроить город. Игрок, чей город первым разбогатеет, становится победителем. Игра учит считать, запоминать, логически мыслить, продумывать стратегию.

 

  • «Cashflow», или «Денежный поток». Тренажер финграмотности для старших школьников. За игру участники проживают целую жизнь: выбирают профессию, получают зарплату, формируют пассивный доход, увольняются, заводят детей. Игроки учатся вести бюджет, отличать активы и пассивы, а также применяют инструменты для формирования сбережений и инвестирования. Игра развивает деловые качества и правильные финансовые установки. 

Популярные продукты и услуги